Освещение школ

Освещение образовательных учреждений

От того, насколько правильно будет организовано освещение в образовательном заведении, непосредственно зависит восприятие информации учениками, работоспособность учителей и безопасность пребывания на объекте. Правильно подготовить проект, подобрать необходимое светодиодное оборудование для классов и других помещений, обеспечить оптимальное размещение источников искусственного света помогут специалисты компании ULIGHT.

Цели и задачи освещения для школ

Основные цели и задачи при подготовке светового проекта для школы следующие:

  • создание комфортных условий для учеников и педагогического состава для стимулирования активности, лучшего восприятия материала;
  • обеспечение эффективности и экономичности освещения (должная степень освещённости при минимальных затратах на закупку и установку приборов, а также оплату электроэнергии);
  • гарантия безопасности нахождения на объекте (разработка проекта аварийного освещения в школе).

Основные принципы организации освещения в школе

Вопросы освещения классов и аудиторий в образовательных заведениях общего, начального, среднего и высшего уровней строго регламентируются. Разработка проекта проводится с учётом нормативов и требований, которые прописаны в СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» (приложение К). Искусственное освещение является дополнительным, а не основным. В случае школ и других заведений, работающих в сфере образования, в обязательном порядке должно быть обеспечено поступление в помещения естественного света.

Согласно действующим требованиям, показатели освещённости для школ такие:

  • 500 лк − зона доски в классах и кабинетах специальных дисциплин;
  • 400 лк − столы учащихся, лаборатории;
  • 300 лк − мастерские, учительские, актовый зал;
  • 200 лк − спортивные залы, киноаудитории;
  • 150 лк − территория крытых бассейнов, рекреации.

Действуют и другие нормативы. Так, коэффициент пульсации света в школах не должен превышать 10%, исключение составляют только спортзалы и крытые бассейны, где допускается показатель 20%. Кроме того, нужно соблюсти баланс между горизонтальной и цилиндрической освещённостью. Это особенно важно для освещения классов в школе, в которых проводится демонстрация каких-либо объёмных объектов. Оптимальное соотношение Е/Егц=1,6-3,0.

Помимо российских, разработаны общеевропейские стандарты. Они прописаны в EN 12464-1 (2011) «Свет и освещение. Освещение рабочих мест. Часть 1: Внутреннее освещение рабочих мест». Хотя и незначительно, эти нормы отличаются от российских. Так, например, в них указано, что показатель 750 лк должен быть обеспечен в студиях ИЗО и аудиториях, где проводятся занятия по черчению.

Освещение классов в школе должно быть выстроено таким образом, чтобы на поверхностях не появлялись блики. Обязательно необходимо выполнить это требование в помещениях, где установлены компьютеры или другая техника, у которой есть монитор. Размещение LED-светильников непосредственно зависит от специфики поступления естественного света (одностороннее или двухстороннее). Приборы должны устанавливаться параллельно стене, на которой есть окна. Расстояние составляет примерно 1,2 м от проёма и 1,5 от внутренней стены.

Хорошая видимость в любой точке класса обеспечивается наличием источников света, которые относятся к категории «кососвет» (направленные приборы). Они монтируются перед доской, должны быть выше её верхнего края на 0,3 м, размещаться на расстоянии 0,6 м в сторону рядов парт.

Освещение актовых залов должно быть регулируемым для создания затемнения в случае просмотра фильмов или обучающих видеороликов.

Отдельно должно быть предусмотрено освещение для эвакуации в случае аварии. Для него создаётся отдельный проект. Важно обеспечить его быстрый запуск при отключении основного света и отказоустойчивость.

Особенности выбора оборудования для школ

Идеальным решением для школ станет использование светодиодных приборов, которые создают равномерный рассеянный свет и могут работать от напряжения 4-12 В. Предпочтение отдаётся продукции, которая даёт тёплый или нейтральный белый свет с цветовой температурой 3000-4500 К, индекс цветопередачи − от Ra80. Если речь идёт о классах черчения, то температура нужна на уровне 5000 К.

Важным вопросом при выборе оборудования для образовательных заведений является его энергоэффективность. Рекомендуется при разработке светового проекта предусмотреть монтаж приборов с отдачей от 70 лм/Вт. При этом от ртутных ламп стоит отказаться, ведь они являются потенциально опасными. Правильное решение − приборы LED. Они обладают высокими техническими характеристиками, отличаются экономичностью, безопасностью, ценовой доступностью. Требования к светодиодным лампам для школ прописаны в письме Роспотребнадзора от 1 октября 2012 г. N 01/11157-12-32. Они следующие:

  • наличие рассеивателей;
  • защитный угол − от 90 градусов;
  • цветовая температура − 4000 К;
  • яркость − до 5000 кд/м2;
  • отсутствие пикселизации (точечного свечения).

Типичные ошибки при создании школьного освещения

При анализе световых проектов, реализованных в школах, мы можем составить перечень основных ошибок. Они следующие:

  • установка в кабинетах люминесцентных ламп высокой мощности, для которых характерен значительный коэффициент пульсации;
  • монтаж в рамках одного помещения источников искусственного освещения с разной температурой цвета;
  • неправильное расположение приборов, вследствие чего есть зоны со слишком ярким или очень тусклым освещением.

Если вы доверите подготовку освещения для среднеобразовательной школы или другого учебного заведения нашим специалистам, то всё будет выполнено правильно и в полном соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

оставьте заявку,

мы сделаем все за вас!

Отправить